« Науки юношей питают
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай берегут».
( М.В.Ломоносов)
Эпоха Освобождения создала благоприятные возможности для культурного развития России. Втягивание в рыночные отношения всё более широких слоёв крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Наследием крестьянской эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-хгг. Доля неграмотных составляла 44%, в Москве по переписи 1871г. Неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60-70, в уездных до 70-80, в деревне грамотность была редким явлением. Положение постепенно улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилось число городских школ. Несколько позднее, с 80-хг. Стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Правительственные министерские школы играли в начальном образовании третьестепенную роль. В конце 90-х гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения затруднял ликвидацию неграмотности. В конце 19 века всего лишь около четверти населения России было неграмотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12%. Сегодня в научном краеведении, несмотря на обоснованный интерес общественности к корневым истокам, к истории и культуре Сибирского крестьянства, остается практически нетронутым материалом. Поэтому тема просвещения определяет самостоятельную тему достойную исследования. Тема развития просвещения в нашем селе нас заинтересовала еще и потому, что этот год у нас юбилейный нашей школе исполняется 25 лет, но существовала до неё старая деревянная школа она, располагалась на том месте, где сейчас больница. И вот перед нами встал вопрос: сколько лет со дня основания средней школы, какие школы были раньше? А также материал этот нужен для нашего музея. Вплоть до середины 19 века обучение в Оёке велось частным образом, в основном детей богатых людей. Наше село стало заселяться с 1688 года. Согласно архивным данным начальное училище было основано в 1846 г. (ГАИО ф194оп1д.88л1). Но есть и другая версия, по которой годом основания является 1868г. О том, что училище было свидетельствует запись; «; сентября 1881г. Училище было посещено высокопреосвященнийшим Вениамином. При посещении замечаний никаких не было, учениками остался доволен». (ГАИО ф194 оп1 д.88 л.1) ПО результатам ревизий, проведенных в училище 1886-1893 гг. видно, что большинство учащихся мальчики и обучалось их по крайне мало. Так в 1886-41 уч.гг. в т.ч. девочек -5, в 1889 году – 65 ученика, девочек -8. Весной посещаемость занятий снижалась. В двухклассном министерском училище изучались: русский язык, чтение, арифметика, закон божий, письмо. Успех школьного дела определяется в первую очередь педагогами – их знаниями культурой, пониманием задач. К сожалению, мало сохранилось сведений об учителях, согласно документам в 1888 г. Учителем был Модзалевский из ссыльных поляков, а закон божий преподавал Священник Владимир Самсонович Ларев, окончивший курс наук в Иркутской духовной семинарии. В 1898г. Закон божий преподавал дьякон Григорий Алексеевич Миленков. В 1890 г. Учительницей вышеуказанных предметов была Савинова Александра Васильевна, о которой было отмечено «В занятиях виден труд учительницы». После неё работали сестры Сазоновы Анна и Евгения Сергеевны, родители которых были политическими ссыльными. Существовавшая в деревне система образования и воспитания была основана прежде всего на трудовом обучении; существенную роль играло письменное и печатное слово, фольклор, живой пример старшего поколения. Духовный облик крестьянина складывался под воздействием религии и церкви. В 1898 г. В Оёке была школа грамотности, переименованная в церковно-приходскую школу. По воспоминаниям С.И. Кузнецова, 1900 г. Рождения, школа располагалась в доме по ул. Кирова, где живет сейчас Наумов П.С., построенном ещё в царское время. Первой учительницей была Говорова Мария Васильевна. Сергей Васильевич рассказывал, что в школе учились младшие, средние и старшие ребята, занятия начинались с утра, тетрадей не было, писали на грифельных досках. О числе обучающихся говорит документ (ГАИО ф194 оп1д.88 л30). В 1904-33 ученика, вплоть до 1906г.,а в 1908-41 учеников, в 1909 – 57 уч.. В 1914 г в Оёке существовало уже 4 школы, Оёкское двухклассное училище, церковно- приходская, женское министерское училище и смежное, открытое в 1912 году. Во всех школах обучалось 260 учащихся. Но в Оёкском приходе при населении 6500 человек, детей школьного возраста было 800, а более 500 детей не было ,охвачено обучением. При школах имелись библиотеки и согласно архивным данным казенным образом выписывались журналы: «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Пасторский собеседник», «Душеполезное чтение», «Епархиальная ведомость», «Воскресный день», газеты «Иркутские ведомости», «Сибирь». На основе этих данных можно сделать вывод о достаточном уровне грамотности Оёкских жителей. Некоторые дети обучались дома. После революции 1917г. продолжали действовать все эти школы до 1922г. В 1922г. Женское министерское училище и смежное (мальчики с девочками) были объединены в одну. Была закрыта малая деревянная, что стояла за мостом на р. Криводушке и церковно-приходская школа доживала свои дни. К 1 сентября 1923 года осталось две школы, самая большая в центре и в конце Оёка на Оёчке. Школа, на месте которой стоит магазин , стала прародительницей средней школы. В 1924-25гг в ней обучалось более 460 учащихся, было введено уже семилетнее образование. В это время в селе открылись «Ликбезы» для взрослых. Размещались они в разных зданиях. В 1926г. По ходатайству районных властей, расположенных на территории Оёка в то время, решением облисполкома на базе семилетней школы была открыта средняя школа с полным финансированием штатных единиц для средней школы. С 1926-1930 г в Оёке находился районный Исполнительный Комитет со всеми муниципальными Учреждениями – отделами, т.е были : отдел народного образования, Отдел культуры, сельхозуправление, ЗАГС, народный суди т. Д.Таким образом можно считать 1868 г. как год, который положил начало открытие школы в Оёке и в этом 2011 году уже 135 лет у исполнилось. А 1926 г. Надо считать годом основания средней школы в 2011г ей исполнилось – 85 лет. Окидывая взглядом то, что сделано в течение 85 лет в области народного просвещения, испытываешь противоречивые чувства. Даже просто перечисление новых светских учебных заведений говорит о громадном шаге, о качественно новых явлениях в русской культуре. Но восхититься этими несомненными достижениями не позволяет мысль, что большинство нарда продолжало оставаться вне стен школы, вне воздействия гуманных воспитательных идей и здесь уместно вспомнить слова просветителя Новикова Н.И. «Просвещение разума вообще споспешествует высокому степени человеческого благополучия, и, наконец, всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещение его разум».